Срок ремонта по ОСАГО после аварии определяет закон №40-ФЗ от 24.02.2002 года. Согласно положениям п.п. 21 и 15.2 ст. 12, страховщик должен за 20 суток выдать направление на ремонт, а сервисный центр – восстановить машину за 30 дней с момента ее передачи. Если ваши права нарушены, пишите претензии, обращайтесь в суд и требуйте выплаты неустойки.
Порядок ремонта автомобилей по ОСАГО
Согласно п.10 ст.12 закона об ОСАГО № 40–ФЗ, в течение 5 дней владелец предоставляет пострадавшее транспортное средство (ТС) для осмотра – сотрудники страховой компании проводят оценку повреждений и определяют примерную стоимость восстановления.
Если хозяин попал в больницу или ДТП произошло в отдаленном месте, откуда ТС затруднительно эвакуировать, срок можно пропустить и предоставить авто позднее. Но об этом обязательно нужно уведомить страховщиков.
После осмотра определяется способ возмещения убытков – ремонт или денежная выплата. Согласно п. 15 статьи 12, вариант для грузового автотранспорта выбирает владелец. На легковые автомашины это положение не распространяется, все решает страховая. С 2018 года из-за изменений в законодательстве приоритетным вариантом для легкового автотранспорта считается восстановление.
Ситуации, при которых владельцу выплачивают деньги вместо проведения ремонтных работ, перечислены в статьях 12 и 18 закона об ОСАГО:
- Страховая компания обанкротилась, у нее отозвана лицензия.
- Полная «гибель» автомашины.
- Вместе с ТС пострадало другое имущество.
- Восстановительные затраты превышают предельный размер компенсации, которая, согласно ст.7 Закона об ОСАГО, составляет 400 тыс. руб., а хозяин не соглашается доплатить разницу (п. 16.1 ст. 12).
- Невозможно отремонтировать ТС – например, в аварии пострадала редкая модель, к которой отсутствуют запасные части.
- Наличие инвалидности у владельца – под этот пункт попадают не все инвалиды, а только те, которые используют машину по медицинским показаниям.
- Виноваты оба водителя – компенсация делится между участниками согласно степени их вины. Можно, по желанию, отремонтировать машину с доплатой или забрать деньги.
- Удаленность ближайшего пункта СТО больше 50 км, для гарантийного авто расстояние считается до дилера, где обслуживают конкретную модель. Если страховая согласна транспортировать машину дальше 50 км за твой счет, ТС ремонтируют.
- Заключение соглашения между страховой компанией и выгодоприобретателем – к таким действиям страховщики прибегают, если восстанавливать автомашину затратнее, чем отдать деньги.
- Гибель автовладельца – страховку получают наследники, можно также вернуть остатки денег за оставшиеся месяцы использования полиса. Подробнее читайте об этом в статье «Как вернуть ОСАГО».
В остальных ситуациях в течение 20 дней выдается направление в сервис, где будут восстанавливать авто. В течение 30 суток работы обязаны закончить. Поэтому на всю процедуру вместе с получением направления на СТО и восстановительными работами уходит 50 дней, не считая времени до первого осмотра после аварии. Сроки считают с выходными, но без праздников.
По истечении этого периода автомашина должна быть полностью восстановлена. Согласно п 15.1 статьи 12, СТО дает на работу гарантию в полгода, а на покраску – год. Если в этот период машина сломается или с кузова слезет краска, ТС отправят на повторный ремонт.
Направление на ремонт по ОСАГО
Такой документ выдается, если хозяину не выплачивались деньги. После получения направления ТС доставляется на СТО. Если за время, указанное в направлении, машина не попала на ремонт, нужно обратиться в страховую и выписать новое.
В документе указывают:
- наименование компании-страховщика;
- реквизиты полиса ОСАГО – номер, серию;
- сведения об автомобиле – марку, год выпуска, регистрационный номер;
- данные владельца ТС – ФИО, контактный телефон;
- доплату– согласно пункту 17 статьи 12, если смета превышает 400.000, разницу доплачивает выгодоприобретатель – владелец, и сумма указывается в направлении;
- франшизу, если таковая предусмотрена договором страхования – так называется сумма, на которую снижают стоимость ремонта.
Подробнее о франшизе и других аспектах автострахования читайте в статье «Чем отличается КАСКО от ОСАГО».
К документу прикладывают акт осмотра, где подробно описаны повреждения. Гарантийные автомобили младше двух лет, согласно п. 15.2. ст.12 Закона об ОСАГО, отправляют только в дилерские центры.
Какие проблемы могут возникнуть на этом этапе и как их решить
Страховая может затянуть с выдачей направления – в такой ситуации звоните на горячую линию Союза автостраховщиков 8-800-200-22-75, пишите жалобу в РСА и обращайтесь в суд. За каждый день просрочки, согласно ст.15 и 393 ГК РФ, вы сможете потребовать со страховой неустойку в размере 1% от сметной стоимости.
Например, если составлена смета на 200 000 руб., сумма будет ежедневно увеличиваться на 2000 руб. Общий размер неустойки не может быть выше заявленной стоимости ремонтных работ. Автоматически деньги не выдадут, нужно подавать претензию страховщикам. Обращаться в сервис бессмысленно, поскольку за своевременное оказание услуги отвечает страховая компания.
Если гарантийную машину моложе двух лет отправили не в дилерский автоцентр, пишите претензию и авто перенаправят к дилерам. Иногда владелец хочет отремонтировать машину в определенном сервисном центре, а не там, куда выдано направление. Согласно п.17 ст.12, этот вопрос должен согласовываться, поэтому хозяину машины не откажут. Но если у техцентра нет договора со страховщиками, машину там ремонтировать не будут. Со списком доступных автосервисов можно ознакомиться на сайте страховой компании.
Владельца могут попытаться заставить подписать документы:
- Разрешение на установку б/у запасных частей – законодательством это запрещено, но если хозяин допустит такую возможность, страховщики ей обязательно воспользуются. Такой документ подписывать нельзя.
- Согласие на доплату – такой вариант допускается, если сметная стоимость превышает предельные 400 тыс. рублей, в остальных случаях это нарушение законодательства. Доплату свыше 400 тыс. руб. в дальнейшем можно через суд взыскать с виновника происшествия.
- Замену ремонта деньгами – такая постановка вопроса невыгодна для владельца машины, поскольку расчет ущерба проводится с поправкой на износ деталей, поэтому полученной суммы не хватит на восстановление.
Поэтому, перед тем как поставить подпись, нужно внимательно изучить документы. Изменить ситуацию не сможет даже суд, ведь вы сами на это пошли.
Как осуществляется ремонт по ОСАГО
После осмотра на СТО составляется наряд-заказ, где указываются повреждения и общая стоимость работ. Документ подписывает мастер–консультант. Владельцу ставить подпись не надо, поскольку восстановление полностью ложится на страховую. Подписанный документ могут трактовать, как согласие самостоятельно провести оплату, и придется отстаивать свои права в суде.
Иногда ремонтники пытаются подсунуть договор цессии (переуступки прав), который нельзя подписывать. Документ снимает ответственность за машину со страховщиков и прикладывает ее на автосервис. Это грозит проблемами – если работы выполнят некачественно, владелец ничего не сможет предъявить страховой.
Какие проблемы могут возникнуть на этапе ремонта
Иногда на этом этапе просят согласиться на установку б/у комплектующих. Согласно п. 15.1 ст.12 закона № 40–ФЗ, это запрещено, но, если поставить подпись под документом, машину восстановят запчастями, которых максимум хватит на полугодовой гарантийный срок. Иногда ремонтники утверждают, что новые детали будут долго идти, и они не уложатся в 30–дневный срок. Это «развод», на который нельзя соглашаться. Проблемы автостанции клиента волновать не должны.
Не стоит соглашаться на доплаты, кроме указанных в направлении. Аргументация ремонтников – детали подорожали, выявились скрытые дефекты – клиента не касаются. Все вопросы, связанные с восстановлением авто, автосервис самостоятельно урегулирует со страховщиками. Вне зависимости от внезапно появившихся проблем, автомашину должны отдать отремонтированной через 30 дней.
Об окончании ремонта клиента уведомляет представитель автосервиса. Владелец должен прийти, оценить результат, если все устраивает, подписать акт выполненных работ и забрать автомобиль.
Если работы проведены некачественно, пишите претензию страховщикам, поскольку, согласно п. 17 ст. 12, ответственность за оказание услуги несут именно они. Подписывать акт приемки в такой ситуации нельзя.
Иногда, чтобы уложиться в срок, авторемонтники просят подписать акт приемки авансом и обещают доделать мелочи потом. Решаться на такое рискованно – СТО может не выполнить обещанное. Часто предлагают дополнительно провести работы, не оговоренные в смете, например, заменить изношенные детали, не пострадавшие в ДТП. Если это действительно нужно, соглашайтесь.
Можно ли забрать после ремонта по ОСАГО старые комплектующие и кузовные элементы
Это запрещено, поскольку страховая оплатила стоимость новых запчастей и получила право забрать демонтированные. Такая позиция указана в пункте 54. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.12.17 г. Согласно ст. 56 ГПК РФ и ст. 65 АПК РФ, детали отдадут только при снижении суммы ремонта на сумму, равную их стоимости. Иными словами, снятые запчасти придется выкупить.
А вот присутствовать при ремонте машины закон разрешает. Согласно Пост. Правительства № 290 от 11.04.01 в ред. от 31.01.2017, регламентирующего техобслуживание автотранспортных средств, владелец может присутствовать при проведении ремонтных работ. Хозяину машины во время пребывания в сервисе запрещено вмешиваться в техпроцесс, нарушать технику безопасности и санитарные нормы.
Просрочка ремонта по ОСАГО: неустойка
При несоблюдении сроков, установленных законодательством, хозяину авто выплачивается неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки. Требования на выплату нужно подавать отдельно, а нередко и решать вопрос через суд. Клиента не должны волновать причины задержки.
Однако если хозяин по халатности сам не забрал автомобиль из автосервиса, то, согласно п. 3 статьи 405 и пп. 1 и 3 статьи 406 ГК РФ, неустойка не полагается. Наоборот, автоцентр может обратиться в суд с требованием возместить стоимость хранения автотранспорта. Часто такую возможность указывают в договоре, чтобы избежать недоразумений.
Запомните самое важное
Сложим все сроки, чтобы получить общую продолжительность восстановления:
- 5 дней уйдет на предоставление документов и осмотр;
- до 20 дней – на выдачу направления;
- до 30 суток– на восстановительные работы.
Праздничные дни в этот временной интервал не входят.
Если страховщики или СТО затягивают процесс – не выдают направление, не успевают отремонтировать авто, с них можно потребовать неустойку в размере 05–1%. Но для этого нужно подавать претензию и, возможно, даже судиться.
Оправдания – отсутствие мастеров, запчастей, очереди – владельца не волнуют. Ремонтные работы не должны проводиться дольше, чем определено законом.
Если через 30 дней представители техцентра попросят подписать акт приемки–передачи авансом и пообещают, что все будет сделано позже, соглашаться нельзя. Нет гарантии, что обещание выполнят.
На всех этапах ремонта автовладельца могут ввести в заблуждение – поэтому, перед тем как подписывать документ, внимательно изучите его содержание. Если есть сомнения, обратитесь к автоюристу за консультацией. Суды практически никогда не встают на сторону тех, кто не удосужился прочитать договор, дополнительные соглашения и другие бумаги, которые даются на подпись.