Гололед, снег и плохая видимость усложняют вождение автомобиля в зимних условиях. Кроме получения навыков вождения, важно правильно подготовить машину к зиме и знать особенности езды по заснеженной и скользкой дороге.
Как подготовить машину к зиме
Элемент автомобиля | Что сделать перед наступлением зимы |
Покрышки | Заменить летние шины зимними с глубоким протектором и резиной, не скользящей в холод. |
Осветительные приборы | Проверить работоспособность фар и аварийных огней. Поменять плохо работающие лампочки, чтобы обеспечить адекватное освещение на зимней дороге. |
Стеклоочистительная жидкость | Летнюю стеклоомывающую жидкость заменить незамерзайкой, выдерживающей минусовые температуры. |
Дворники | Летние дворники поменять на зимние, лучше справляющиеся с мокрым снегом и талой водой. |
Кузов | Обработать антикоррозионным средством. |
Проверить уровень и состояние всех жидкостей | При необходимости – долить или заменить. |
Еще осенью, до наступления холодов, нужно посетить СТО, чтобы продиагностировать основные автомобильные системы. Поломка на заснеженной или обледенелой дороге может кончиться печально, поэтому автомобиль должен «въехать» в зиму полностью подготовленным.
Общие правила зимнего вождения
- Перед поездкой машину нужно освободить от снега, льда и хорошо прогреть. Особенно тщательно надо очистить стекла и зеркала – налипший снег и лед мешают обзору и увеличивают риск аварии.
- Во время езды надо контролировать и анализировать дорожную обстановку. Тщательно просчитывать каждый маневр, водить максимально осторожно, резко не тормозить и не разгоняться. Обычную скорость следует снизить на 15–20 км/ч. Не стоит надеяться на резину, полный привод, системы ABS и ESP. При неправильно выбранном скоростном режиме и неверном стиле вождения они не помогут.
- На скользкой зимней или осенней дороге тормозной путь удлиняется. Поэтому нужно увеличить дистанцию перед впереди идущим транспортом. Всегда надо быть готовым совершить экстренное торможение.
- Зимой очень четко соблюдаться правило «не уверен – не обгоняй». Рискованные обгоны, перестроения и прочее маневры заканчиваются авариями. Могут пострадать сразу несколько транспортных средств и даже погибнуть люди.
- В туман и снегопад нужно ездить только с работающими противотуманными фарами. Обязательно держать включенным ближний свет. При остановке включать аварийку. Такая автомашина лучше видна в потоке.
- Уделять особое внимание пешеходам. В условиях недостаточной видимости людей, переходящих дорогу, можно не заметить. Поэтому перед переходными переходами нужно быть предельно внимательным.
- При возможности, воздерживаться от поездок в неблагоприятных погодных условиях. О предстоящих катаклизмах можно узнать из сводок МЧС.
Как вести себя зимой во время сложных дорожных ситуаций
- Занос. Такая ситуация требует максимально быстрой реакции водителя. Действия зависят от конструкции автомобиля – при управлении переднеприводным авто надо немного добавить газа, а заднеприводным – сбросить. Руль следует повернуть в сторону заноса, а затем вернуть в исходное положение.
- Попадание в сугроб. Здесь главное – не буксовать. Иначе тормозные колодки перегреются и выйдут из строя. Нужно держать в багажнике лопату. Ей убирают снег из–под автомашины и расчищают пространство возле машины. Чтобы колеса меньше закапывались, нужно спустить в них давление до одной атмосферы – тогда площадь опоры увеличится и шанс выехать из снежной целины увеличится. Колеса должны стоять ровно – тогда передние прокатают колею для задних. Если усилия оказались напрасными – автомашину придется вытаскивать с помощью троса.
- Подъем. Подниматься в гору надо плавно, ни в коем случае – не газовать и не пытаться ускориться. Резкие движения снижают управляемость автомобиля, который может покатиться назад. В такой ситуации важен правильный протектор. Ни в коем случае нельзя ездить на летней резине или ставить зимнюю только на ведущие колеса.
- Спуск с горы. Автомашина на спуске нередко теряет управление, не слушается руля и может попасть в ДТП. Чаще всего превращаются в «санки» машины с АБС. Все потому, что водители неправильно тормозят. Они нажимают на тормоз, колеса блокируются, и электроника, снимающая информацию с колесных датчиков, считает, что машина не движется. Поэтому, чтобы колеса снова начали крутиться, следует ненадолго отпустить педаль. Вот так, короткими торможениями, можно аккуратно съехать вниз.
Эти рекомендации помогут водителям лучше и надежнее чувствовать себя на дороге зимой. А значит, снизится риск попадания в аварию.