Обгон и опережение — в чем разница? Почему важно четко различать эти понятия и какие последствия могут быть, если перепутать маневры? Разбираемся в статье.
Разница между обгоном и опережением
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Так определяет понятие ПДД (Пункт 1.2). Опережение выполняется на многополосной дороге, где нет встречного транспорта. Вы можете объехать попутную машину по соседней полосе.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Это маневр для двухполосных дорог, когда навстречу движется поток транспорта.
Получается что обгон — одна из форм опережения. Зачем же тогда уделять столько внимания отличиям, стоит ли это делать? Да, безусловно стоит, это важно для безопасности на дороге. Поведение водителя в этих двух случаях должно быть совершенно разным.
Рассмотрим каждый маневр отдельно, узнаем чем отличается обгон от опережения по ПДД, какие существуют запреты и ограничения.
Как правильно совершать обгон
Обгон — один из самых опасных маневров и в правилах целый список запретов и ограничений.
Полный запрет на совершение этого маневра регулируется дорожными знаками (Знак 3.20) и разметкой. Сплошную, двойную сплошную линию разметки нарушать нельзя.
Важный навык — научиться правильно оценивать расстояние до встречного транспорта, с учетом того, что он тоже движется с высокой скоростью.
Второе — уверенность, что после обгона можно вернуться в свою полосу, не создавая никаких помех движению.
Также обгон запрещен в таких ситуациях:
- Впереди один из водителей уже начал маневр или указателями поворота предупреждает о своем намерении.
- Обгонять уже начал автомобиль, который движется позади вас. Вы не можете создавать помехи его движению.
Для безопасного обгона нужно за секунды оценить всю ситуацию на дороге:
- Насколько далеко встречный транспорт, хватит ли времени на маневр.
- Можно ли вернуться в свою полосу, не создавая помех движению.
- Убедиться, что автомобиль впереди не собирается сам совершить обгон или поворот налево.
- С помощью салонного и бокового зеркал убедиться что сзади вас нет автомобилей на встречной полосе.
Почему на это есть всего пара секунд и нужно оценивать все сразу? Ситуация на дороге меняется очень быстро. А если сначала посмотреть левое зеркало, а потом думать, есть ли впереди возможность встроиться в полосу, то можно не заметить, как сзади уже приближается автомобиль.
Обгонять можно, только убедившись в полной безопасности. Если есть сомнения, лучше этого не делать.
Обязанность соблюдать правила есть не только у того, кто обгоняет. Машина, которую обгоняют, не может этому препятствовать, это прописано в правилах. Например, увеличивая скорость, не давая быстро встроиться в свою полосу или подвигаясь влево и сокращая боковой интервал между автомобилями, водитель обгоняемого транспортного средства создает опасную ситуацию и грубо нарушает ПДД.
В каких еще случаях обгон категорически запрещен?
- На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
- На железнодорожных переезд и ближе чем за 100 метров перед ним.
- На пешеходных переходах.
- На регулируемых перекрестках.
- На нерегулируемых перекрестках, если вы едете по второстепенной дороге.
- В условиях ограниченной видимости. Например, подъемы, когда не видно насколько близко встречные автомобили, крутые повороты.
Все ограничения по ПДД должны дополняться здравым смыслом. Если обгонять разрешено знаками и разметкой, но вы путешествуете в плохую погоду, в дождь, туман, то лучше потратить немного больше времени на дорогу, зато доехать безопасно.
Опережение
При опережении гораздо меньше запретов, чем при обгоне, поскольку нет встречного транспорта и этот маневр менее опасен. Например, опередить попутные автомобили можно на мосту, в тоннеле, на поворотах.
Однако опережение также имеет ограничения, о которых не стоит забывать.
1. Разберем ситуацию опережения на пешеходном переходе.
Вы движетесь по своей полосе опережая другой автомобиль и подъезжаете к нерегулируемому пешеходному переходу. Можно ли опередить попутный транспорт?
Опережение не запрещено, но только если автомобили впереди вас не начинает снижать скорость или останавливаться. Если же машины впереди замедляют движение, то маневр запрещен. Это регулируется пунктом 14.2 ПДД.
Это же подсказывает здравый смысл. Если другие останавливаются, то на переходе — пешеход, которого вы пока не видите. Продолжать движение разрешается только пропустив пешехода.
Прочитать про ограничения можно в статье 12.8 КоАП. Штраф от 1500 до 2500 рублей.
2. Можно ли опережать справа, а не слева?
Опережение, в отличие от обгона, можно выполнять и слева, и справа. Пдд такой манёвр не запрещают. Но это относится только к дорогам, у которых есть больше, чем одна полоса движения. Тогда можно обойти попутный транспорт двигаясь по любой из полос. Если справа не полоса движения, а обочина, тротуар, велосипедная дорожка — то это уже не будет считаться опережением, а будет нарушением правил.
Частые ошибки при обгоне и опережении, запреты и штрафы
- Разберем распространенную ошибку: автомобиль начинает манёвр там, где это разрешено правилами и на дорогу нанесена прерывистая разметка, а когда заканчивает, то приходится пересекать уже сплошную линию. Это грубое нарушение и наказание за него предусмотрено в правилах дорожного движения.
- Обгон «паровозиком». Хотя в правилах четко прописано, что обгонять запрещено, если автомобиль впереди уже совершает обгон (пункт 11.2 ПДД), нередко встречается ситуация, когда несколько машин пытаются одновременно совершить этот маневр. Например, впереди длинная фура, которая движется довольно медленно. Нетерпеливые водители пытаются ее обогнать по две или даже три машины одновременно.
Оба эти нарушения регулируются статьей 12.15 КоАП, часть 4 и часть 5, которая запрещает движение по встречной полосе. Наказание за выезд на встречку — 5 тысяч рублей или лишение прав. В первый раз права отбирают на 4-6 месяцев, а если снова нарушить разметку в том же году, то без прав можно остаться уже на целый год.
Совсем недавно такой манёвр не считался очень опасным, но теперь правила ужесточили. В 2023 году Верховный суд рассматривал жалобу на лишение прав за обгон «паровозиком» и признал ее необоснованной. То есть подтвердил, что лишение прав — это правомерное наказание.