С приближением холодов водители задаются вопросом, когда переобувать машину на зиму. Сроки замены шин при смене времени года указаны в части 5 Приложения № 8 к Решению КТС № 877 от 09.12.11 г. Этому регламенту и рекомендуется следовать.
Когда переобувать летнюю резину на зимнюю
Менять колеса на машине надо в осенние месяцы – 1 сентября по 30 ноября. Такой широкий интервал дат обусловлен разницей климатических условий внутри Таможенного союза. Более узкий период замены шин зависит от климатических условий местности, где будет эксплуатироваться автомобиль.
Считается, что оптимальное число, когда надо переобувать автомашину на зиму – 15 ноября. В это время начинаются заморозки, и на дорогах появляется первый лед. Раньше менять колеса не рекомендуется, особенно нежелательно ставить шипованную резину, которая портится при езде по асфальту и разрушает дорожное покрытие.
В южных регионах не обязательно переобувать авто 15 ноября – можно еще немного подождать. Специалисты Минтранса рекомендуют переход на зимнюю резину при минусовой среднесуточной температуре в течение хотя бы пяти дней. Теплая зимняя пора – не повод ездить на неподходящей резине. До 1 декабря летние шины необходимо поменять на зимние.
Какие шины подходят для зимы
Водители в нашей стране для езды по зимним дорогам предпочитают надевать на диски два типа покрышек:
- Шипованные. Отличаются глубоким протектором, на котором стоят металлические элементы – шипы. Металл вгрызается в лед и удерживает автомашину на дороге даже во время гололеда. При езде по асфальту такой протектор шумит, а на глубоком снегу, где шипам за что зацепиться, не обеспечивает должную устойчивость. Шипы вылетают, поэтому постоянно приходится ставить новые вместо потерянных.
- Фрикционные модели. «Липучки» удерживаются на обледеневшей или заснеженной дороге за счет большого количества фигурных элементов – ламелей. Они хороши для рыхлого или укатанного снега, но в гололед не так устойчивы, как шипованные. Хорошо подходят для мокрого снега или растаявшего льда – специальные бороздки исключают аквапланирование. Фрикционные шины часто ставят на городские автомобили, поскольку покрышки не гремят при контакте с асфальтом.
Выпускаются также нешипованные покрышки типа «еврозима». Их можно ставить только на авто, которые ездят там, где практически не бывает льда и снега, а дороги исправно чистят. Поскольку такие условия в нашей стране редки, желающих переобуваться в европейские зимние колеса немного. Принято полагать, что этот вариант плохо подходит для России.
Где лучше использовать шипованные и фрикционные шины
При выборе зимних шин надо отталкиваться от дорожных условий, характерных для конкретной местности:
- Машину, на которой планируется ездить в средней полосе России и других регионах, где часто бывает гололед, лучше переобувать в шипованную резину.
- Фрикционные модели – липучки – подходят для местности с большим количеством снега. Их можно ставить на автомобили, эксплуатируемые на Урале, в Сибири и на Севере.
- Еврозима подойдет только для южных регионов, где выпадает мало снега. Но даже там бывают снегопады и гололед, поэтому переобувание в резину с таким протектором – сомнительное решение.
Штраф за езду на резине, не подходящей по сезону
Согласно пункту 5.5 Приложения 8 к решению Комиссии Таможенного союза, ездить зимой в период с декабря по февраль на летней резине запрещено – ее необходимо менять на зимнюю.
С июля по август не разрешается езда на шипованных шинах, предназначенных для зимнего периода. Ставить резину с шипами можно не раньше сентября. На нешипованные протекторы эти требования не распространяются – разрешается не переобувать автомобиль, чтобы, например, «докатать» старые покрышки и купить новые.
За нарушение требований решения КТС № 877 выпишут штраф 500 рублей по ст. 12.5 КОАП РФ. На такую же сумму оштрафуют и за зимнюю резину с высотой протектора менее 4 мм. Поэтому изношенные шины нужно своевременно менять.
Но водителя должны останавливать не штрафы за нарушенные правила замены летней резины на зимнюю, а опасность и нецелесообразность использования моделей, не подходящих по сезону. При езде зимой на летних покрышках значительно увеличивается тормозной путь, а летом протекторы, предназначенные для езды по ледяным дорогам, быстро изнашиваются. Поэтому лучше менять шины на предназначенные для конкретного сезона.
Нужно ли клеить знак «шипы» на автомобиль
С 2018 года знак «Ш» на машину можно не ставить. Штрафных санкций за его отсутствие не предусмотрено.
Где нельзя ездить на шипованной резине
Никаких ограничений по использованию таких шин на территории России нет. В них можно обувать автомашины в любых регионах. Проблема возникнет только при зарубежных поездках.
В 18 из 50 европейских стран эксплуатация шипованной резины запрещена или сроки смены шин на зимние не совпадают с предусмотренными российскими законами. Поинтересуйтесь этим обстоятельством перед поездкой. Тем, кто часто ездит за границу, рекомендуется осенью переобувать машину в резину с фрикционной липучкой, на которую не накладываются такие ограничения.
Советы по замене зимней резины
Помимо обязательных правил замены летней резины на зимнюю, примите к сведению несколько практических рекомендаций:
- Желательно переодевать машину в зимние шины, рекомендованные производителем – они обеспечат хорошую маневренность и максимальное сцепление с дорогой.
- Записываться на шиномонтаж нужно заранее, чтобы менять колеса без длительного ожидания в очереди.
- Возьмите с собой заглушки для колесных болтов – эти элементы часто ломаются при замене резины, и их приходится заменять.
- Предупредите мастера шиномонтажа о датчиках давления на колесах, иначе при разбортовке он их случайно может повредить.
- Приобретайте резину для зимы вместе со вторым комплектом дисков. Менять собранные колеса быстрее и дешевле. Сейчас многие станции техобслуживания и шиномонтажа принимают на хранение колеса, снятые при сезонной переобувке.