От того, как настроить зеркала в автомобиле, зависит безопасность движения. Если правильно отрегулировать боковые и зеркала заднего вида, то контроль дорожной обстановки существенно повысится, что позволит уверенно и безопасно совершать маневры.
Пошаговая инструкция по регулировке зеркал и сведения о том, как пользоваться всеми возможными настройками для комфортной и безопасной езды – далее в статье.
- Какие бывают зеркала в автомобиле
- Как отрегулировать боковые и зеркало заднего вида
- Как правильно настроить левое
- Как правильно настроить правое
- Правильная настройка зеркал заднего вида
- Зачем на нужна горизонтальная полоска
- Слепые зоны
- Способы контроля слепых зон автомобиля
- Проверка правильной регулировки
- Если зеркала настроены неправильно
- Полезные советы и рекомендации
Какие бывают зеркала в автомобиле
Боковые и зеркала заднего вида помогают уверенно маневрировать на дороге – совершать обгон, опережение, перестроение, парковаться или двигаться назад. Безопасность этих маневров зависит от правильной настройки зеркал в машине.
Перед поездкой нужно настроить три вида зеркал: левое боковое, правое боковое и зеркало заднего вида.
На автомобилях могут быть зеркала разных конструкций.
- Плоские зеркала можно встретить на большинстве автомобилей. У них маленький обзор и, соответственно, большая “слепая зона”. Об этом нужно помнить при перестроении и быть вдвойне внимательным.
- Сферические зеркала имеют выпуклую поверхность и зона обзора гораздо больше, но ими надо научиться пользоваться. Они искажают изображение и визуально отдаляют объект. Получается, что автомобили, которые вы видите в зеркале ближе, чем кажется. К этому нужно привыкнуть, чтобы правильно оценивать расстояние и не создавать помех при перестроении.
- Еще один вид зеркал – асферические. Они состоят из двух частей. Первая часть, ближе к водителю – сферическое зеркало. Вторая часть, дальняя от водителя имеет специальную кривизну. С такой конструкцией “слепой зоны” почти нет, в дальней части зеркала у водителя полный обзор дороги, а чтобы правильно оценить расстояние нужно перевести взгляд в ближнюю часть зеркала. Эти зеркала помогают при движении, но требуют некоторой тренировки и формирования навыка. Если водитель до этого пользовался плоскими зеркалами есть опасность неправильно определить расстояние до движущегося позади транспорта.
- Взгляд водителя постепенно переходит от дальнего края зеркала к сферической части, что позволяет правильней оценить расстояние.
Как правильно отрегулировать боковые зеркала легкового автомобиля и зеркало заднего вида
Почему приходится настраивать зеркала самостоятельно? У всех нас разный рост и мы по-разному располагаемся за рулем. Универсальной настройки быть не может, каждый водитель настраивает зеркала под себя.
Поэтому первый шаг перед регулировкой — сесть на водительское место в такое же положение, как при вождении.
Порядок действий:
- Сесть ровно, прижать спину к креслу;
- Убедиться что кресло настроено удобно для вождения, вы комфортно достаете до педалей, положение и наклон сидения подходят и менять его вы больше не будете;
- Слегка согнуть руки и положить на руль.
Чтобы правильно выставить зеркала на автомобиле, важно делать это на ровном месте, а не на подъеме или спуске, чтобы отражение не искажалось.
Как правильно настроить левое зеркало
Порядок действий:
- Наклониться влево, поближе к стеклу;
- Регулировать зеркало с помощью кнопок или рычагов до тех пор, пока в нем не отразится заднее крыло автомобиля;
- Подровнять зеркало по вертикали, так, чтобы отражалось небо примерно на сорок процентов площади зеркала;
- Занять обычное положение.
Как понять что зеркало настроено правильно? В стандартном положении, сидя ровно, водитель должен видеть в зеркале небольшой кусочек левого крыла автомобиля.
В хорошо отрегулированное левое зеркало достаточно бросить взгляд, чтобы оценить ситуацию на дороге, без наклона и поворота головы.
Как правильно настроить правое зеркало автомобиля
Порядок действий:
- Расположить голову в центре салона автомобиля;
- Регулировать зеркало так, чтобы в нем было видно правое заднее крыло;
- Выровнять по вертикали так, чтобы верхняя часть зеркала отражала небо примерно на тридцать процентов;
- Вернуться в обычное при вождении положение.
Если сесть ровно, отражаться будет небольшая часть правого заднего крыла машины. Водителю достаточно немного повернуть голову, чтобы оценить ситуацию на дороге, без наклонов и поворотов корпуса.
Правильная настройка зеркал заднего вида автомобиля
Зеркало заднего вида, как правило — плоское. Такое зеркало отражает реальную ситуацию на дороге, без поправок на расстояние.
Порядок действий:
- Занять положение, в котором вы будете вести машину;
- Найти такое положение зеркала, чтобы отразилось заднее стекло целиком;
- Выставить зеркало заднего вида еще можно по таким ориентирами: в левом углу отражается кончик вашего уха. Правом — правый подголовник.
Зачем на зеркале заднего вида нужна горизонтальная полоска
Полоска на зеркале заднего вида защищает водителя от вспышек света. Это могут быть солнечные блики или свет фар автомобиля, который движется сзади. Это повышает безопасность движения даже при некомфортном освещении — при ярком солнечном дне, при движении ночью в потоке автомобилей.
Рычаг на зеркале заднего вида
Кроме антибликовой полоски, есть еще одно полезное приспособление, о котором не все знают. Позади зеркала расположен рычажок, который меняет яркость отраженного света.
Например, при движении ночью водителя отвлекает свет попутного транспорта, который отражении. Внимание ослабляется, водитель не так быстро реагирует на ситуацию на дороге. С помощью рычажка можно уменьшить яркость зеркала, приглушить интенсивность света.
Вторая ситуация — это движение в условиях плохой видимости: дождь, туман, снег, пасмурная погода. Тогда наоборот, можно увеличить силу отражения света в зеркале заднего вида и повысить видимость.
Слепые зоны. Как избежать опасности
Чуть позади и по бокам машины есть пространство, которое не отражается, даже при правильной настройке. Это так называемые слепые зоны. Полагая, что дорога свободна, водитель начинает совершать маневр, не замечая другой автомобиль, что приводит к неприятным последствиям.
Где они располагаются:
- Пространство чуть позади вашего автомобиля.
- Пространство впереди, которое может быть не видно из-за стойки. В этой зоне наибольший риск — не заметить пешехода или велосипедиста, обзор закрывает стойка.
- По бокам от авто, когда параллельно движется транспорт который исчезает из зоны видимости. Помимо другого автомобиля опасность представляют мотоциклисты, которые движутся с большой скоростью, обгоняя вашу машину.
Что делать, чтобы избежать опасных ситуаций?
В первую очередь определить, где слепые зоны в вашей машине и чего вы не видите, когда вы за рулем. Как это сделать:
- Занять положение, как при вождении. Попросить кого-нибудь обойти вокруг автомобиля. В те моменты, когда вы перестаете видеть человека в зеркале он находится в слепой зоне. Точно так же вы не увидите приближающуюся машину, когда она находится в этом месте.
- Удобно определять свои слепые зоны в пробках. Надо внимательно следить за приближающимися автомобилями и фиксировать, когда зеркальное отражение исчезает, хотя вы точно знаете что автомобиль рядом.
Понимание, где находятся слепые зоны, поможет вам быть более внимательными при маневрах и избегать опасных ситуаций.
Способы контроля слепых зон автомобиля
- Сферические зеркала вместо обычных, увеличивающие площадь обзора. Главное помнить, что они визуально увеличивают расстояние и есть риск неправильно оценить насколько далеко от вас другой автомобиль.
- Электронные датчики, которые контролируют слепые зоны и подают звуковой сигнал. Такое оборудование можно специально установить на свой автомобиль.
- Если нет зеркал и датчиков, то контролируем слепую зону, изменяя угол обзора. С помощью небольшого поворота руля в противоположную сторону немного меняем положение машины или меняем свое положение, поворачиваем голову — главное убедиться, что все слепые зоны, которые мы выявили и зафиксировали заранее, находятся в зоне обзора.
- Избежать опасных ситуаций поможет навык постоянного контроля ситуации при движении. Если есть привычка смотреть не только вперед, а поглядывать в зеркала, понимая, что происходит сзади, то вы будете знать о приближающихся автомобилях.
Проверка правильной регулировки зеркал
По завершению настройки зеркал еще раз проверим, правильно ли мы все отрегулировали
- В левое зеркало нужно только перевести взгляд, не поворачивая голову. Видим маленькую часть заднего крыла автомобиля, дорогу, в верхней части зеркала небо.
- Чуть повернув голову вправо, видим небольшую часть заднего правого крыла машины, дорогу и небо. В правом зеркале соотношение неба меньше, а дороги больше, чем в левом.
- В салонном зеркале полностью отражается заднее стекло автомобиля.
- Если посмотреть сначала в зеркало заднего вида, а потом в левое, то объект сзади вас, постепенно исчезая из салонного зеркала, уже начинает отражаться в боковом.
Проверку проводим с помощью другого человека, на ровной площадке и ни в коем случае не во время движения! Регулировка и проверка проводится до выезда на дороги.
Если зеркала настроены неправильно
Видеть, что происходит вокруг автомобиля, важно всегда, а тем более перед совершением маневра. Это залог собственной безопасности и безопасности окружающих.
При плохо настроенных зеркалах можно не увидеть транспорт, который движется параллельно, и столкнуться с ним при перестроении. Кроме другого автомобиля это может быть мотоцикл, а справа от автомобиля — велосипедист или пешеход, что повышает вероятность аварии с риском для здоровья и жизни.
Чтобы уверенно совершать манёвры, контролировать ситуацию на дороге, не создавать опасных ситуаций правильная настройка зеркал в машине просто необходима.
Полезные советы и рекомендации
Настраивать зеркала в машине нужно всегда под себя, особенно если вы за рулем данного автомобиля в первый раз. Это занимает не больше пяти минут, но является основной вашей безопасности на дороге.
Для определения слепых зон и проверки правильной настройки понадобится помощник. Водитель не должен наклоняться или перемещаться на сиденье для того, чтобы видеть объекты в зеркалах.